Свет – мощное оружие, им надо пользоваться умело, зная основные правила, которые нельзя вычитать в учебниках, но можно вывести из собственного опыта.
Делим свет на три основных категории: общий, декоративный и экспозиционный.
Общий свет – это тот, которого мы не видим. В офисах его обеспечивают люминесцентные светильники. Люди часто путают общий с декоративным, считая, что люстра – и есть общий. Хотя, если посмотреть с точки зрения русского языка, то получится, что светильник, освещающий равномерно все помещение, и есть общий. Архитекторы обычно используют для общего освещения встроенные светильники или матовые плафоны, которые крепятся к потолку.
Декоративный свет – это всевозможные люстры, бра, ночники и лампы. Они незаменимы, когда требуется скорректировать зонирование комнаты или изменить восприятие пространства в целом.
При помощи ламп дневного света с характерным холодным цветом спектра можно поднять потолок, расширить стены или визуально изменить геометрию комнаты. Если, к примеру, разместить бра чуть ниже человеческого роста и направить свет вниз, потолок будет казаться ниже. А если ее освещают несколько торшеров, направленных в потолок, он зрительно поднимается.
Равномерное освещение стен с напольной подсветкой углов поможет расширить пространство. Свет, направленный в верхние углы комнаты, сделает ее маленькой, но очень уютной.
Отдельная песня – экспозиционный свет. Тот, который что-то выделяет, подсвечивает. Картины, предметы искусства, зоны, фасад или его части. Часто бывает так, что люстра страшно красивая, а света не дает.
Экспозиционный свет – выход из положения. Нужно просто добавить шину с софитами на расстоянии 0,5–1 метр и направить свет в разные стороны.
Единственное, тут важно понимать, что любой экспозиционный светильник имеет большую мощность, чем декоративный. Он греется. Да-да! И потолок высотой в 2,6 метра ему не подходит.
Направление света – еще не все. Многое зависит и от поверхностей, на которые он падает, от их цвета, материала. То есть, какие бы эксперименты со светом вы ни проделывали в черной комнате, она не станет больше: черные стены «проглотят» любые порции света.
Любая глянцевая поверхность отражает свет, матовая – поглощает. Матовая и пористая, типа дерева или акустических панелей в кино, поглощает еще сильнее. Чем светлее цвет поверхности, на которую падает свет, тем слабее он рассеивается, соответственно дает больше или ярче света.
Это все, что надо знать. Остальное приходится узнавать в полевых условиях. Наши субъективные ощущения нас могут подводить. Не зря многие мужчины любят более яркий свет, а многие женщины скажут, что это чересчур.
Когда мы начинаем проектировать интерьер, то иногда не задумываемся о том, сколько света даст та или иная люстра. Поэтому на этапе подбора света, следим за тем, чтобы «добрать» необходимую мощность/светлость.
Банальный пример: мы не учли, что дерево, будь оно даже белым изнутри, поглощает свет. Пришлось покупать светодиодные лампы. Мощность у них та же, светлость – выше. Беспроигрышная формула: Выбрали свет – добавим 30% мощности/светлости.
Еще несколько правил:
- деревянный дом всегда поглощает больше света, чем оштукатуренные поверхности;
- отраженный свет всегда тусклее, чем направленный вниз;
- люстры с абажурами не дают вообще никакого света – их всегда надо сопровождать бра, торшерами и настольными лампами.
Прежде чем приобрести светильник (будь то роскошные люстры или универсальные лампы), сначала подумайте, какую роль он будет играть в вашем интерьере. А уже после решайте, что выбрать: газоразрядные, светодиодные или лампы накаливания.
Входная зона – каким должен быть свет здесь? Здесь нужен свет, который вы включаете, то есть общий, и тот, который включается сам от датчика движения – например, над зеркалом или в шкафу в прихожей, или вообще от вашего движения по квартире – от того, что вы пошли ночью в туалет.
На кухне все должно быть подчинено функции, самое главное – рабочая поверхность, даже стол может быть освещен хуже. Это не так страшно. Хотя, иногда кухня должна быть залита светом вся.
В спальне порой, и мы наблюдаем это в отелях, нет люстры. Есть подсветка кровати, для удобства чтения. Часто встроенная. Правильно это или нет? Думаем, да, с точки зрения разумного пользования. Ведь мы там только спим.
А вот в гостиной, где мы проводим много времени, хорошо иметь несколько сценариев освещения: люстра, торшеры, бра. И так же в детской: игровой, сказочно-ночной, нестрашно-ночной, режим уборки мусора и игрушек.
В ванной комнате, казалось бы, все должно быть функционально: встроенные светильники с соответствующим стандартом влагостойкости. Но, господи, кому это надо? Кому это надо, когда душа просит красоты? В этом случае – лампы, бра, люстры с герметичными плафонами и не над душем, там только влагозащищенные.